Открытый урок по математике
по учебнику Л.Г.Петерсон (3 класс, 1 часть, урок № 26)
по теме: «Умножение на 10, 100, 1000…».
Урок открытия новых знаний в 3 классе
учителя первой квалификационной категории
Черновой Г.И.
г. Тольятти 2014
Класс: 3
Учебник: Л.Г.Петерсон 3 класс часть1 урок 26.
Тема урока: Умножение на 10, 100, 1000…
Тип урока: ОНЗ
Тип знания: правило (выведение алгоритма умножения на 1000,10000…)
Цели и задачи урока:
Создать условия:
-
для понятия взаимосвязи между умножением числа на 10, 1000 и умножением числа на 1000, 10000
-
развития коммуникативной культуры, для формирования навыка работы в парах
-
для формирования умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать делать выводы
Способствовать:
-
развитию навыков умножения числа на 10, 100, 1000, 10000
-
развитию памяти, математической речи, внимания, логического и алгоритмического мышления, интереса к математике
-
созданию атмосферы сотрудничества
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Оборудование : Презентация, карточки с задачей, карточки самооценк
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности. (1-2мин).
Цель:
1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
2) определить содержательные рамки урока.
Организация учебного процесса на этапе 1.
1 слайд
Интервью
– Сегодня 20 октября. И мы в прямом эфире на уроке математики в гимназии №38, в 3 «в» классе и я попытаюсь взять интервью у учащихся этого класса.
– Этот урок чем-то отличается от предыдущих уроков математики? Чем?
– Что это за люди? С какой целью они пришли?
– Если на уроке присутствуют гости, то работать надо как -то иначе?
– Какую Вы поставите для себя цель?
– Чем вы хотите удивить?
– Чего вы ждете от этого урока?
– Вы волнуетесь? А ваша учительница?
– Как вы думаете, урок пройдет успешно?
– Всем спасибо. Успехов Вам.
– Прочитайте девиз сегодняшнего урока.
Знание- путь к успеху!. 2 слайд
Сегодня на уроке мы с вами узнаем что-то новое и постараемся помочь друг - другу, если в этом будет необходимость. Ну, а прежде чем приступать к изучению нового, давайте мы с вами вспомним, что мы уже знаем.
II. Актуализация знаний и индивидуальное затруднение в деятельности. (5-6 мин)
-
Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: повторение в области нумерации многозначных чисел;
2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: анализ, обобщение, синтез.
Организация учебного процесса на этапе 2.
-
Откройте тетради.
-
Сегодня 20 октября, запишите число, классная работа.
На доске: 20 октября.
Классная работа
-
Давайте немного разомнемся
-
Посмотрим, хорошо ли вы умеете считать? 3 слайд
-
5*8, 5*5, 4*6, 8*8, 25-5, 36-6, 48-8, 99-9, 6*10, 50*10, 4*10, 7*100
-
Теперь давайте, выполним задания в тетради 4 слайд
1) - Запишите числа (через запятую в строчку) которые на единицу меньше, чем 80 000, 100 000, 9 999 (79 999, 9 999, 9 998)
2) - Запишите числа, которые на единицу больше, чем 80 000, 100 000, 9 999 (80 001, 10 001, 10 000)
5 слайд
2) - Запишите числа а)138 тыс. 36 ед. (138 036)
б) 94 млн. 78 тыс. 875 ед. (94 078 875)
6 слайд
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте задания, сверяя ответы по эталону. 3 слайд
( у 4 учеников в тетрадях проверяет учитель)
III. Локализация затруднений. (5 мин)
Цель:
1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;
2)сформировать способность к выявлению места и причины затруднений в собственной деятельности;
3) согласовать цель и тему урока.
Организация учебного процесса на этапе 3.
-
Теперь давайте вспомним знаком ли вам алгоритм умножения числа на 10? (да, к числу справа приписывается один ноль)
На доске: 5*10=50
Какое свойство умножения мы будем использовать, если надо 10 умножить на число? (переместительное a • b = b • a) 7 слайд
На доске: 10*5=5*10=50
-
Давайте вспомним алгоритм или последовательность наших действий при умножении числа на 100? (100=10*10, значит, сначала число умножаем 10, полученное еще на 10)
-
1. 100 разложим на произведение
-
2. записываем
-
3. далее применяем какое свойство?
-
4. 5*10
-
5. полученный результат еще на 10
На доске: 5*100=5*(10*10)=(5*10)*10=50*10=500
Какое свойство использовали при умножении числа на 100? (сочетательное a • (b • c) = (a • b) • c) 8 слайд
-Какой можем сделать вывод из проделанных действий при умножении числа на 100?
(при умножении числа на 100 справа приписываем два нуля)
Посмотрите на следующие примеры
5*1000
5*10000
- Получилось или не получилось решить примеры?
- В чем были затруднения?
- Чем данные примеры отличаются от тех, которые решали раньше?
IV. Построение плана проекта. (4-5 мин)
Цель:
-
сформулировать цель урока;
-
организовать коммуникативное взаимодействие ( в парах, фронтально) для построения нового способа действия;
-
зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.
Организация учебного процесса на этапе 4.
- Получилось или не получилось решить примеры?
- В чем были затруднения?
- Чем данные примеры отличаются от тех, которые решали раньше?
-Чему мы должны научиться на уроке? (Ответы детей: научиться умножать на 1000 и 10000)
- Что нам поможет? Давайте составим план действий:
1 Сформулируем правило.
2. Тренировка.
V. Реализация построенного проекта. (6-8 мин)
Цель:
-
организовать коммуникативное взаимодействие по осуществлению плана;
Организация учебного процесса на этапе 5.
-
Зная алгоритм умножения числа на 100, и используя сочетательный закон – какие будут предложения по способу умножения числа на 1000?
На доске: 5*1000=5*(100*10)=(5*100)*10=500*10=5000
(вывод – приписываем справа три 0)
-
Кто ответит? Зная алгоритм умножения на 1000, можем умножить на 10000?
На доске: 5*10000=5*(1000*10)=5000*10=50000
(вывод – при умножении на 1000 приписываем справа четыре 0)
-
Представьте, что некоторые ученики, как всегда все перепутали, записали, не услышав Елену Анатольевну не 5*1000, 1000*5, что придется им сделать? Что им поможет? (переместительное свойство)
-
Давайте посмотрим, правильный ли алгоритм мы с вами разработали, правильные ли выводы сделали? Откройте учебник
-
Чтения правила (1 ученик), повторение правила на память (несколько учеников)
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи .
(6-8 мин)
Цель:
1) зафиксировать приём умножения на 1000 и 1000 во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6.
-Теперь заполним таблицу с проговариванием наших действий 9 слайд
А |
7 |
70 |
700 |
а·10 |
70 |
700 |
7 000 |
а·100 |
700 |
7 000 |
70 000 |
а·1 000 |
7 000 |
70 000 |
700 000 |
а·10 000 |
70 000 |
700 000 |
7 000 000 |
-Кто может сформулировать единый алгоритм умножения числа на 10, 100, 1 000, 10 000 ?
Решим примеры по цепочке № 2 с .83
Физкультминутка
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (5-6 мин)
Цель:
-
организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на умножение на 1000,10000;
2) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
-
проверить на основе сопоставления с эталоном своё умение применять новый способ умножения
Организация учебного процесса на этапе 7.
- Я думаю, теперь вы самостоятельно сможете выполнить задание.
- Желаю успеха! (Дети выполняют индивидуальное задание № 3 с. 83). Проведите проверку по эталону: 10слайд
- Кто допустил ошибки при вычислении? Поставьте на полях знак «?»
- Кто поставил знак вопроса? Определите место ошибки и причину.
- В чём у вас ошибка? Исправьте ошибки.
- Над чем надо поработать? На что нужно обратить внимание? (Ответы детей: запомнить правило).
- Молодцы и те, кто нашёл и исправил свои ошибки. Поставьте знак «+».
- А кто поставил знак «+»? Молодцы!
- Что мы можем сказать по теме урока?
- Какая у нас была цель урока? (Ответы детей: научиться решать примеры такого вида).
- Достигли мы этой цели или нет?
VIII. Включение в систему знаний и повторение. (5-7 мин)
Цель:
1) тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным.
Форма работы: фронтальная.
Организация учебного процесса на этапе 8.
-
Мы использовали алгоритм умножения на 1000,10000 при решении примеров. При выполнении, каких еще заданий можно применить эту форму записи? (В задачах, в уравнениях.)
-
Я предлагаю вам потренироваться в решении задачи.
-
Прочитайте задачу. 11 слайд
За 7 дней завод выпускает 35 деталей. Сколько деталей завод выпустит за 1000 дней?
-
Какой это тип задач? (Приведение к единице)
-
Запишите краткую запись, решение, выражение и ответ.
Один учащийся работает на доске, остальные учащиеся выполняют задание в рабочих тетрадях.
Организуется взаимопроверка.
Проверка организуется по эталону для самопроверки. 12 слайд
-
Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга.
-
Кто из вас ошибся?
-
В каком случае?
-
Исправьте ошибку.
-
Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)
-
Кто не ошибся?
-
Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)
-
Оцените свою работу . ( на полях + ?)
IX. Рефлексия учебной деятельности. (4 мин)
Цель:
1) зафиксировать новое правило, изученное на уроке;
2) оценить результаты собственной деятельности;
3) согласовать домашнее задание.
Форма работы: фронтальная.
Организация учебного процесса на этапе 9.
-
Что нужно сделать в конце урока? (Подвести итог, записать домашнее задание)
Запись домашнего задания (с. 84 № 10, с.85 №11,*составить уравнение с многозначными числами) 13 слайд
- Чему мы научились?
- Какая была перед нами цель? (Ответы детей: научиться решать примеры нового вида).
- Достигли ли мы её?
- Что помогло эту цель нам достичь? Какой у нас был девиз урока? 14 слайд
- Вы довольны своей работой?
- Над чем нам ещё нужно поработать?
15 слайд
- А сейчас оцените свою работу на уроке. (Ребята оценивают свою работу на карточках, которые есть у каждого на столе):
- Кто обвел ?, ., !
-
«Я понял всё, но у меня остались вопросы.»
?
«Я всё понял, могу работать, пользуясь правилом.»
.
« Я понял всё, могу работать сам и объяснить другому.»
!
- Спасибо за урок! Молодцы!
16 слайд
Хранится на Яндекс.Фотках
Также читайте новые статьи в методической копилке:
-
1Урок по математике "прибавление числа к сумме"09.01.2018
-
2Развитие интеллектуальных способностей в начальной школе16.04.2017
-
3Урок русского языка «Правописание окончаний-нарушителей в существительных»16.04.2017
-
4Проектирование технологической карты урока16.04.2017
-
5Проект «Стили речи» Творческая мастерская. Запись сказки Колобок в различных стилях речи16.04.2017